Георадарное обследование железнодорожного пути
Обследование железнодорожного пути с помощью георадара
- Осмотры в составе специальных комиссий, создаваемых руководителями дистанций пути. На данном уровне производится в основном визуальный осмотр железной дороги как на отдельных ее участках, так и на протяжении всей дистанции пути.
- Натурные обследования проводятся с определенной периодичностью специалистами по контролю за состоянием путевого хозяйства. Такие работы как правило сводятся к геометрическим измерениям рельсовой колеи при помощи специальных шаблонов, линеек, рулеток и тележек.
- Диагностические исследования с использованием специализированного оборудования – вагонов-лабораторий, оборудованных контрольно-измерительной аппаратурой и различными видами дефектоскопов.
Оборудование для диагностики путевого хозяйства
Обследование искусственных сооружений и земляного полотна как правило проводится на основании общестроительных регламентов, поэтому специализированное оборудование для диагностики путевого хозяйства на это не рассчитано. Следует знать, что в распоряжении диагностических и исследовательских лабораторий РЖД имеются целые отделы, занимающиеся исследованием земляного полотна, но эти службы занимаются глобальными исследованиями, такими как выбор участков для строительства новых веток, принятие решений о непригодности к эксплуатации отдельных дистанций пути.
В последнее время на железных дорогах наблюдается 2 опасных фактора, которые стали частой причиной схода подвижного состава с путей и возникновения чрезвычайных ситуаций:
- Износ искусственных сооружений. Большинство путепроводов и железнодорожных мостов были построены в 70-80-х годах, когда наблюдался резкий рост объемов железнодорожных перевозок. С тех пор подвижной состав неоднократно подвергался модернизации, в результате чего вес перевозимой полезной нагрузки неоднократно увеличивался. Сегодня срок эксплуатации данных искусственных сооружений в большинстве случаев еще не истек, либо продляется в связи с капитальным ремонтом. Но из-за износа несущих элементов (устои, опоры типа «быки», плиты перекрытия) под критической нагрузкой сооружение не выдерживает, в результате чего происходит обрушение. Причиной такого обрушения становятся усталость металла, дефекты в сборных и монолитных железобетонных конструкциях (поры, трещины, непроливы), нарушение геометрии всего сооружения при смещении отдельных элементов.
- Возникновение опасных геоморфологических факторов в земляном полотне. Изначально при проектировании железных дорог для долгосрочной и устойчивой работы насыпей и грунтов назначаются более сложные и дорогостоящие мероприятия, чем для автодорог. Но даже этого недостаточно, поскольку подвижной состав обладает более тяжелой массой, и при прохождении создает более сильную динамическую нагрузку. В такой ситуации насыпи и выемки, обладающие несколькими несущими и дренирующими слоями, постепенно теряют свои свойства, в результате чего образуются обводненные участки, просадки, карстовые пустоты. Под воздействием климатических факторов (затяжные ливни, засуха) могут начать разрушаться откосы, кюветы, склоны и прочие элементы насыпей и выемок. При прохождении подвижного состава по таким участкам может произойти провал грунта, в результате чего рельсы и верхнее строение сместятся, и подвижной состав сойдет с путей.
Использование современных технологий
Для данных целей используется георадар – это портативный радиолокатор, излучающий наносекундные сверхширокополосные импульсы в метровом и дециметровом диапазоне. Такие сигналы могут пронизывать среды с высокой диэлектрической проницаемостью – мокрый песок, бетон, дерево и прочие. Прибор комплектуется сменными антенными блоками, работающими на различной частоте (меняя эти блоки можно увеличить глубину зондирования или повысить разрешающую способность при обследовании верхних границ геологического разреза). Помимо этого, у георадара имеется блок управления (усиливает сигнал, принятый антенными блоками и преобразует его в цифровую информацию), регистрирующее устройство (мобильный или встроенный компьютер), различное дополнительное оборудование (датчик движения, измеритель пути, GPS-приемник, транспортные тележки и специальные подвесные устройства для крепления на автомобильном или ином транспорте).
Иллюстрация применения георадара для обследования железной дороги
- Сгенерированный электромагнитный импульс направляется в обследуемую область, где, сталкиваясь с границами сред (имеющих различные электрофизические свойства) отражается от них, после чего улавливается принимающими антеннами.
- Принятый сигнал поступает в блок управления, где усиливается и передается в регистрирующее устройство в виде цифровой информации.
- В регистрирующем устройстве каждый принятый сигнал обрабатывается и сохраняется на цифровом накопителе (также может выводиться на экран в режиме реального времени) в виде трасс – линий, каждый пиксель которых отображается своим цветом (градиентом) в зависимости от амплитуды сигнала.
Георадар также применяется для обследования метрополитена
Для обследования грунтового основания железных дорог георадар можно закрепить на тележке или транспорте (дрезине, автомотрисе). Он может непрерывно зондировать грунты на протяжении всего линейного объекта (дистанции пути), для уточнения данных может потребоваться только контрольное бурение скважин на отдельных участках. Благодаря непрерывной работе георадара обводненные участки, пустоты, валуны, погребенные объекты, участки неравномерного смешения грунта и прочие отклонения будут обнаружены с высокой точностью. По завершении полевых работ производится камеральная обработка данных и составление отчета о подповерхностном зондировании. Этот документ может стать основанием для назначения внеочередного ремонта, послужить в качестве исходных данных или в иных целях. Узнать больше подробностей о работе георадара Вы можете на нашем сайте. При возникновении вопросов закажите обратный звонок или напишите специалистам в чат.
Расчет стоимости
Выполненные объекты
У Вас есть вопросы?
Бесплатная консультация геофизика
Благодарственные письма
Нам доверяют:
ФГБУ УЭЗ ФС РФ
ГБУ ФХУ Мэрии Москвы
Министерство обороны РФ
Федеральная служба безопасности
Госкорпорация «Росатом»
ОАО «РЖД»
ПАО «Газпром»
Особые Экономические Зоны
ПАО «ВТБ 24»
X5 Retail Group
Агрокомбинат Южный
Терра Аури
ГКУ г. Москвы ЦОДД ПМ
Сад Эрмитаж
Московский планетарий
ГБУ «МАЦ»