Описание:
Инженерами компании ООО «Аракс» было проведено георадиолокационное обследование дорожного асфальтового покрытия и массива грунта в его основании закрытой территории проезжей части.
На участке перед навесом и рядом с бытовкой в асфальтовом покрытии отмечаются трещины, выбоины, просадки и провалы. Отмечены два участка локализации просадок. В районе бытовки отмечается провал асфальтового покрытия с просадкой грунта и деформацией:
![Провал под бытовкой. Глубина около 100 см.](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/01-7.jpg)
Провал под бытовкой. Глубина около 100 см.
Для участка просадки проведены исследования по 5 продольным и 5 поперечным георадиолокационным профилям:
![Участок работ с указанием номеров профилирования](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/02-5.jpg)
![Положение и нумерация профилей на участке работ](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/03-4.jpg)
Положение и нумерация профилей на участке работ
![Провал в зоне решетки и положение георадарных профилей](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/04-1.jpg)
Провал в зоне решетки и положение георадарных профилей
Общие объемы исследования по участку составили около 205 погонных метров георадиолокационных работ по профилям. Глубина изысканий составляет около 2.5 метров, незначительно варьируя в зависимости от конкретного профиля:
Продольные профили:
Для продольных профилей при проходе рядом со столбами навеса на радарограмме фиксировались красные линии-пикеты для контроля влияния стальных швеллеров на волновую картину.
Профиль 1. Длина 24 метра:
![Воздушная полость, разуплотнение и просадка грунта на радиограмме](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/05-1.jpg)
Георадиолокационный профиль №1 длиной около 24 м был пройден вдоль бытовки через два основных участка деформации и просадки асфальта. Пикету 1 соответствует провал асфальта глубиной около 100 см. Пикеты 2, 3, 4, 6 соответствуют швеллерам навеса, а пикет 5 – зоне провала у решетки колодца. Волновая картина на радарограмме свидетельствует о неоднородности подложки асфальта для разных участков, наличии зон разуплотнения и возможного водонасыщения. В районе интервала 1.8 – 2.3 м выделяется по радарограмме воздушная полостьс разуплотнением грунта до глубины около 2-х метров.
По радарограмме выделяются несколько зон разуплотнения грунта в интервалах 8 – 14 м, усугубляясь в районе отметки 16.5 м, рядом с решеткой колодца. Все эти зоны отмечены провалами асфальта на поверхности.
Профиль 2. Длина 24 метра:
![Коммуникации и просадка рядом на радиограмме](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/06-1.jpg)
Георадиолокационный профиль №2 длиной 24 м был пройден ближе зданию. В районе отметки 4 м отмечается локальная просадка и последующее увлажнение грунта в интервале 7 – 9 м.
Профиль 3. Длина 24 метра:
![Георадиолокационный профиль не отмечает воздушных полостей при удалении от колодца](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/07-1.jpg)
Георадиолокационный профиль №3 длиной 24 м не отмечает воздушных полостей и просадки грунта при удалении от колодца.
Профиль 4. Длина 20 метров:
![Наблюдается резкий провал с разуплотнением грунта](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/08-1.jpg)
Георадиолокационный профиль №4 длиной около 20 м был пройден под навесом вдоль основного участка деформации и просадки асфальта. В интервале 8 — 13 м наблюдается резкий провал с разуплотнением грунта под асфальтом глубиной около 1.5 м. В целом заметно проседание асфальта к колодцу в интервале 3 – 8 м.
Профиль 5. Длина 20 метров:
![Георадиолокационный Профиль 5. Длина 20 метров](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/09-1.jpg)
Поперечные профиля:
Всего было пройдено 5 поперечных профилей для уточнения размеров просадочных участков и выяснения зоны распространения просадок в сторону здания. Три профиля описывают положение просадки №2 в районе рашетки колодца (6п, 7п, 8п), и два – района провала №1 у бытовки (10п, 11п).
Профиль 6п. Длина 18 метров:
![Георадиолокационный Профиль 6п. Длина 18 метров.](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/11-3.jpg)
Профиль 7п. Длина 18 метров:
![Незначительная просадка грунта](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/12-3.jpg)
Профиль 8п. Длина 17 метров:
![Просадка и неоднородность грунта](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/13-2.jpg)
Георадиолокационный профиль №7п отражает просадку и неоднородность грунта в интервале 5 – 9 м, что соответствует зоне расположения ливневой решетки.
Профиль 10п:
![Нарушение сплошности подложки асфальтового покрытия и просадка](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/14-3.jpg)
Георадиолокационный профиль №10п длиной 14 м был пройден перпендикулярно основному направлению провалов. В районе интервала 3 — 5 м отмечается нарушение сплошности подложки асфальтового покрытия и просадка в сторону бытовки.
Профиль 11п:
![Нарушение сплошности подложки асфальтового покрытия и просадка](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/16-3.jpg)
Георадиолокационный профиль №11п длиной 14.5 м был пройден перпендикулярно основному направлению провалов. В районе интервала 4 — 6 м отмечается нарушение сплошности подложки асфальтового покрытия и просадка в сторону бытовки:
Выводы по участку:
- На продольных и поперечных радарограммах наблюдаются две площадные зоны просадки грунта, разуплотнение и водонасыщение поддорожного пространства.
- Просадки дорожного покрытия до 20 см в отдельных случаях переходят в крупные провалы с промоинами.
- Просадки асфальта сконцентрированы на двух участках, в зонах притока дождевых сточных вод.
![Провал у решетки. Глубина около 30 см.](https://rusgeoradar.ru/wp-content/uploads/2018/08/17-3.jpg)
Провал у решетки. Глубина около 30 см.
- Трещины и депрессии асфальтового покрытия, являясь водоподводящими каналами, дополняют приток сточных вод под асфальтовое покрытие, усугубляя разрушение асфальта и прогрессию развития деструкции в дождевой период.
Заключение:
В результате георадиолокационного обследования дорожного асфальтового покрытия и массива грунта в его основании на ряде участков было выявлено разуплотнение и водонасыщение грунта, вплоть до развития воздушных полостей, выяснены размеры просевших участков под дорожным покрытием, а также выявлены причины, повлекшие развитие этих процессов.
- На продольных и поперечных радарограммах наблюдаются две зоны просадки грунта, разуплотнение и водонасыщение поддорожного пространства.
- Размер зоны просадки грунтов №1 в районе бытовки около 3 х 7 метров. Очевидно, что зона разуплотнения и провала распространяется за пределы изученной площади под бытовку.
- Размер зоны просадки №2 в районе решетки колодца примерно 3 х 4 м.
- Главной причиной провалов дорожного покрытия следует считать поступление осадков в подплитное пространство в результате неоднородности заполнения дорожной подушки техногенными и природными грунтами разной консистенции.
- Отмечены просадки дорожного покрытия до 15 см глубиной, которые в отдельных случаях переходят в открытые провалы с промоинами до 100 см в глубину, что представляет потенциальную угрозу при перемещениях персонала и автотранспорта по территории.
- Трещины и депрессии асфальтового покрытия, являясь водоподводящими каналами, дополняют приток сточных вод под асфальтовое покрытие, усугубляя разрушение асфальта и прогрессию развития деструкции изученной территории.
- Рекомендованы дорожные работы на участках просадки по стабилизации уровня дорожной подушки и укладка дорожного покрытия, исключающего приток и попадание крупных объемов сточных вод вне водосточной системы.