Георадарное обследование дорог
Автомобильные и железные дороги представляют собой транспортные коммуникации, которые наиболее подвержены разрушениям, в связи с сильной динамической нагрузкой. Все дороги, как местного, так и федерального значения подразделяются на категории, в зависимости от интенсивности движения. При этом очень важно учитывать несущую способность не только дорожного полотна, но и конструктивных слоев насыпи (выемки). Современные виды транспорта способны перевозить большие объемы грузов, что нередко приводит к преждевременному износу и разрушению дорог. В связи с этим вопрос геологических и геофизических изысканий как при проектировании новых, так и при ремонте и реконструкции старых дорог сегодня становится одним из приоритетных.
С какой целью проводят обследования дорог
Обследование транспортных коммуникаций представляет собой большой комплекс работ, но в целом его можно разделить на 2 составляющие:
- Изучение грунтов конструктивных слоев. Этот этап работ является первичным при проектировании новых, а также при капитальном ремонте существующих автомобильных дорог. Следует понимать разницу между грунтовым основанием и конструктивными слоями насыпи или выемки. В первом случае изучаются образованные при геологических процессах толщи, расположенные в районе строительства дороги. Второе – это слои различных инертных материалов (песка, песчано-гравийных смесей, щебня и прочих), которые укладываются перед устройством дорожного покрытия.
- Обследование дорожного полотна. Данные работы предусматривают изучение несущих элементов дороги – слоев асфальтобетона, бетонных покрытий (в том числе плитных), щебня, песчано-цементных, гравийных слоев и прочих, а также поверхностной обработки.
Обследование несущих конструкций производится регулярно, особенно на дорогах федерального значения. В прошедшие годы для этих целей чаще всего использовались разрушающие методы – бурение с последующим отбором керновых проб на отдельных участках автодороги. Это делается с целью:
- Изучения состава наполнителя бетона (асфальтобетона);
- Определения качества и количества вяжущего материала (цемента, битума, эмульсии);
- Обнаружение пустот между несущими слоями;
- Изучения физико-механических свойств слоев дорожной одежды (пределы прочности, влагопоглощения, пористости и прочих).
На основании полученной информации принимаются решения об устройстве дополнительной защиты или иных работах, которые способны своевременно предотвратить распространение возникших дефектов и масштабное разрушение покрытия.
Обследование нижних конструктивных слоев является не менее важным, поскольку просадка грунтового основания или подмывание насыпи могут привести к еще более разрушительным последствиям. И именно эти работы всегда вызывали большую сложность, поскольку для изучения подстилающих слоев насыпи (выемки) требовались дорогостоящие и трудозатратные работы. Да и бурение на отдельных участках не всегда давало представление об имеющихся переуплотнениях, карстовых пустотах, сильном поднятии уровня грунтовых вод и сезонном пучении глинистых и пылеватых грунтов, которые могут располагаться спорадически в различных толщах. Поэтому в районах со сложными гидрологическими и климатическими условиями дороги служат значительно меньше, и отдельные их участки часто становятся непригодными для эксплуатации.
Какие методы используются
Чтобы справиться с этими проблемами инженерам и строителям потребовались высокопроизводительные и неразрушающие методы исследования автомобильных дорог, и самым первым из них была сейсморазведка.
Принцип работы сейсморазведки
Этот метод основан на изучении свойств упругих волн – сначала на грунт оказывается избыточное давление при помощи подрыва небольшого заряда или удара специальным вибромолотом. Затем сейсмодатчик фиксирует отраженную волну, и на основании ее силы, а также времени распространения делается вывод и геологическом строении участка. Этот метод весьма производителен, но предоставляет сравнительно обобщенную информацию, также его невозможно применять в условиях даже небольших населенных пунктов, поскольку транспорт, предприятия и прочие объекты инфраструктуры создают сильные помехи.
Далее стал использоваться метод электроразведки, который основан на измерении удельного электрического сопротивления различных пород. Он очень эффективен для обнаружения грунтовых вод, но для изучения состояния слоев насыпи малопригоден. Кроме того, скрытые объекты и инженерные сети создают большие помехи, что сильно снижает эффективность зондирования.
Самым современным и эффективным по праву считается метод георадиолокации. Он основан на изучении электрических свойств различных сред – их электропроводности и диэлектрической проницаемости. В качестве оборудования используется георадар – это специальный комплекс, оборудованный антенными блоками (передающим и принимающим), а также приборами управления, контроля и регистрации. В основе метода лежит принцип радиолокации – георадар посылает короткие электромагнитные импульсы вниз, после чего они распространяются в средах и отражаются от их границ. После этого они фиксируются принимающими антеннами и преобразуются блоком управления в цифровой сигнал. Далее этот сигнал передается на регистрирующее устройство (по сути, встроенный или подключенный компьютер), обрабатывается, и на основе этих данных создается радарограмма – объемное или двухмерное изображение зондируемого участка.
Георадарное обследование дорог
Радарограмму возможно отображать как в трехмерном виде, так и в виде разрезов. На основании этих данных можно:
- Строить поперечные разрезы, на которых с большой точностью будут отображаться как конструктивные, так и подстилающие слои, а также дефектные участки (пустоты, разуплотнения, зоны пучения и поднятия грунтовых вод);
- Картировать скрытые сети и коммуникации;
- Определять мощности (толщины), положение и смещение слоев насыпи и дорожного полотна.
На основании полученных сведений можно оперативно обнаружить потенциально опасные участки и существенные дорожные дефекты на отдельных участках.
Строение участка дорожной насыпи с водопропускной трубой по георадиолокационным данным
При своевременном устранении этих проблем можно избежать крупных разрушений с последующим дорогостоящим ремонтом. Результаты подповерхностного изучения очень точны и дают отличное представление как о подстилающих толщах, так и конструктивных слоях. Имея такие сведения можно свести к минимуму буровые и прочие дорогостоящие работы.
Георадиолокация отличается невысокой стоимость, большой точностью и оперативностью. Благодаря дополнительному оборудованию, такому как измеритель пути и датчик движения георадар можно установить на автомобиль и привязать к реперу или иной точке отсчета. При начальных изысканиях, которые проводятся перед началом проектирования автодороги подповерхностное зондирование поможет обнаружить карстовые пустоты, подземные резервуары, колодцы, скважины и трубы. Включив в проект работы по их извлечению можно предупредить возникновение проблемных участков в дальнейшем.
Современные георадары оборудуются сменными или настраиваемыми антенными блоками, при помощи которых можно досконально исследовать верхние слои или провести разведку на глубину до 20 и более метров. Георадар можно перемещать как вручную, так и при помощи автомобиля. Для точности измерения пути прибор может подключаться к одометру транспортного средства, при этом, в зависимости от режима зондирования и выбранного антенного блока скорость движения может составлять порой от 20 до 70 км/ч.
Расчет стоимости
Выполненные объекты
У Вас есть вопросы?
Бесплатная консультация геофизика
Благодарственные письма
Нам доверяют:
ФГБУ УЭЗ ФС РФ
ГБУ ФХУ Мэрии Москвы
Министерство обороны РФ
Федеральная служба безопасности
Госкорпорация «Росатом»
ОАО «РЖД»
ПАО «Газпром»
Особые Экономические Зоны
ПАО «ВТБ 24»
X5 Retail Group
Агрокомбинат Южный
Терра Аури
ГКУ г. Москвы ЦОДД ПМ
Сад Эрмитаж
Московский планетарий
ГБУ «МАЦ»