В октябре-ноябре 1941 года в Подмосковье шли ожесточенные оборонительные бои – немецкие оккупанты подходили к столице, на их сдерживание были брошены значительные силы и средства. Одной из самых значимых битв того времени стала Калининская оборонительная операция. В ходе ее проведения Красная Армия достигла больших успехов, в результате чего наступил перелом, и оборонительная операция перешла в наступательную фазу. 4 ноября 1941 года 2 советских штурмовика ИЛ-2 в сопровождении истребителя МиГ-3 отправились на разведку в волоколамский район. Целью операции была разведка войск противника, но в ходе выполнения боевого задания на перехват советских самолетов вылетели немецкие истребители. МиГ-3 отстал от группы и был сбит, рухнул в заболоченной пойме реки Сестра. На месте падения осталась большая воронка, а обломки самолета были разбросаны вокруг нее.
Вначале были обнаружены только мелкие обломки с помощью металлоискателей и другого оборудования
В годы существования Советского Союза об этом инциденте позабыли – летчика сразу нашли военные и предположительно похоронили в одной из ближайших деревень, а учет уничтоженной военной техники в начале войны велся недостаточно хорошо. Но местные жители помнили об этом случае, и не раз обращались в специализированные организации, занимающиеся поиском военной техники времен Второй мировой войны. Этот самолет начали искать еще 10 лет назад, но эти поиски не привели к успехам – заболоченная местность сильно осложняла проведение работ, да и самолет, рухнув с большой высоты, сразу погрузился в грунт на значительную глубину. Первые обломки обшивки были найдены весной 2019 года, когда поисковая группа отрядов «Надежда» и «Рейд» прочесала местность при помощи металлоискателей. Но большие обломки обнаружить не удалось, так как они находились на большой глубине, и точное местоположение воронки было не известно.
Зима 2020
После изучения первых металлических обломков, найденных еще в 2019 году, на них были обнаружены бирки с клеймами, по которым удалось идентифицировать производителя боевой машины – это был 1-ый авиационный завод Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (город Москва). Еще одним источником полезной информации стал местный житель – его мать неоднократно рассказывала историю о сбитом самолете, и показывала место его падения.
После того как свидетель показал приблизительное место крушения самолета было принято решение детально изучить местность и просканировать грунт на большую глубину. Изначально использовался протонный магнитометр, при помощи которого удалось обнаружить и локализовать значительные магнитные аномалии, характерные для больших металлических обломков или военной техники. Далее специалистами нашей организации был использован георадар для подповерхностного зондирования участка предполагаемого падения. Поиски осложнялись сильным обводнением верхней части геологического разреза и наличием глинистых грунтов, отличающихся высоким затуханием электромагнитного сигнала. Но в процессе обследования нам все же удалось обнаружить участки нарушенного грунта и в них скрытые металлические объекты. При раскопках на данных участках был обнаружен рыхлый грунт с пустотами (на месте образования воронки от упавшего истребителя) и обломки самолета МиГ-3.
С помощью георадара и магнитометра удалось найти точное место падения самолёта
В феврале месяце этого года поисковики и сотрудники «Парка Патриот» обратились в администрацию Волоколамского городского округа с просьбой оказать помощь и содействие в поиске сбитого самолета. Местные органы власти дали согласие и выделили технику для организации подъема самолета. Первым делом на месте предполагаемого падения был организован отвод поверхностных вод, после чего были начаты работы по вскрышным работам и извлечению обломков самолета. Первой достали заднюю стойу шасси – она находилась в идеальном состоянии, по надписи на резиновой покрышке колеса удалось даже выяснить завод-производитель. Далее были обнаружены капоты со следами от снарядов, агрегаты кабины, бронеспинка летчика и двигатель. Позже обнаружили и извлекли фрагменты крыльев, фюзеляжа и хвостовой части – на многих сохранилась заводская окраска (характерный зелено-черный камуфляж), а хвостовое оперение было обтянуто тканью-перкалем, на которой отчетливо виднелся хвостовой номер самолета.
Среди обломков были обнаружены немногочисленные документы – обрывки полетной карты и записная книжка с боевым заданием летчика. Все извлеченные обломки были направлены в Подмосковный город Кубинка, где будет проводиться реставрация и консервация частей. Полностью восстановить истребитель не удастся, но из его обломков будет воссоздан макет самолета МиГ-3, который примет участие в экспозиции «героическим летчикам – защитникам неба Москвы посвящается». Эта экспозиция располагается в парке «Патриот» – военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как удалось обнаружить обломки самолета
Больше всего затруднений при поиске данного самолета вызывала сложность местных геологических условий. Болотистая местность не позволяла проводить полномасштабное обследование в теплое время года, а во время заморозков возникали другие проблемы. Оборудование, которое имеется в распоряжении поисковых отрядов также не способно эффективно определять местоположение обломков – у металлоискателей ограниченная глубина зондирования, и эффективность их работы многократно снижается при наличии в почве любых металлических предметов. Глубина залегания крупных обломков составляла от 2 до 5 метров, а мелкие были разбросаны по значительной площади. В таких условиях эффективно вести поиск разбившегося самолета без привлечения значительных ресурсов практически невозможно.
Одним из направлений нашей компании является поиск скрытых предметов и подповерхностное зондирование различных сред, в том числе почв, грунтов, акваторий и прочих неоднородных сред. Для этого у нас имеется современное оборудование для геофизических исследований и штат квалифицированного персонала, который способен обнаружить искомые объекты, исключив при этом прочие.
Для определения участка, на котором могло быть скопление обломков самолета мы изначально использовали протонный магнитометр. Этот прибор способен определять магнитные аномалии, которые могут быть вызваны наличием металлических объектов или залежами определенных руд. Данный прибор не отличается высокой точностью локализации объекта и используется преимущественно в удаленной местности, где нет автомобильного транспорта, подземных сетей инженерно-технического обеспечения и прочих объектов, способных вызвать помехи. В пойме реки Сестра таких помех не было, и мы смогли выделить участок, на котором имелись значительные магнитные аномалии.
Чтобы точно определить местонахождение самолёта использовался георадар
Но этот земельный участок был слишком большим, чтобы проводить раскопки. Требовалось определить более точное местоположение обломков истребителя, поэтому мы задействовали георадар – это специальный прибор для подповерхностного зондирования различных сред. По своему принципу действия он схож с радиолокационной станцией, которая используется для мониторинга воздушного пространства. Он посылает электромагнитные импульсы, которые отразившись от границ различных сред или отдельных объектов возвращаются на принимающую антенну. Зная время распространения сигнала и величину его удельного затухания, мы можем делать выводы о коэффициенте диэлектрической проницаемости среды.
У различных сред он свой: у воздуха – 1, у влажной глины – 20-30, у пресного льда – примерно 4, у пресной воды – 81. Металлические предметы не обладают диэлектрической проницаемостью, поэтому электромагнитный сигнал отражается от них. Таким образом при обследовании участка георадаром мы получаем информацию о строении геологического разреза и находим скрытые объекты – металлические обломки, карстовые пустоты, сети инженерно-технического обеспечения, бункеры, резервуары, неразорвавшиеся снаряды и прочее.
Георадар позволяет зондировать грунт на глубину 25 метров и иногда более, при этом в нем используются сменные антенные блоки, которые позволяют либо повысить разрешающую способность (точность зондирования верхних границ), либо увеличить глубину сканирования. При поиске истребителя МиГ-3 мы использовали георадар отечественного производства «ОКО-3» с антенным блоком АБ-400 МГц, который позволяет эффективно зондировать различные среды на глубине до 5 метров. Поскольку местность была сильно заболоченной, то у нас не было возможности закрепить прибор на автомобиле – пришлось обследовать участок пешеходным методом по мокрому снегу без отрыва прибора от поверхности. Изначально мы прошли 3 магистральных продольных профиля, после чего еще 18 поперечных, уточняющих.
Территория была разделена на магистральные и поперечные профили
После съемки участка наши специалисты в полевых условиях сразу же приступили к расшифровке полученных сведений, для чего потребовался ноутбук со специальным программным обеспечением. Изучив данные радарограммы, мы обнаружили аномалии различной природы на глубине от 2 метров. При их вскрытии были обнаружены участки нарушенного грунта (место образования воронки от упавшего самолета) и металлические обломки. Участков с аномалиями было несколько, и все они безошибочно указывали на прочие фрагменты истребителя – фюзеляж, крылья и хвостовое оперение.
Наша компания постоянно участвует в поисковых экспедициях, целью которых является обнаружение техники и мест захоронения воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. Узнать больше подробностей о нашем участии в предыдущих экспедициях Вы можете на нашем сайте. Если возникнут вопросы, то Вы сможете задать их нашим консультантам в чате или по телефону.